История школы

Более 200 лет назад, 15 мая 1805 году в доме Демидовского высших наук училища была открыта гимназия им. Александра I Благословенного, которая затем, в 1921 году, была преобразована в школу имени Карла Маркса.
За свою историю гимназия - школа располагалась в различных зданиях. В презентации  Где эта улица, где этот дом? представлены все адреса.
 
В гимназии решили, что образовывать - это значит "придавать образ человеческий", "делать человека человеком". Встал вопрос: с чего же начать? Конечно, с учебного плана. В него были включены русская словесность и математика, закон божий и история, физика и экономика, иностранные языки и география и еще много-много других дисциплин. Дирекция строго следила за профессиональным уровнем преподавательского состава. 

Создается библиотека - особая гордость гимназии. Ей оказывалось большое внимание. Плоды просвещения вкусили здесь в разные годы Некрасов, Собинов, Богданович. Для школы приоритетными всегда были точные науки. Им уделялось особое внимание. Еще в 1884 году дирекция гимназии обращается в Ярославскую Городскую Думу с просьбой выделить средства для приобретения нужного для экспериментов прибора в кабинет физики. На съезд преподавателей математики, которой проходил в Петербурге в 1912 году, делегируются два учителя гимназии. 

Заботясь о развитии личности ребенка, педагогический коллектив гимназии большое внимание уделял нравственным беседам, занятиям рисованием, пением и музыкой. В гимназии создается симфонический оркестр, два юношеских хора. 

Традиционно в школе работает высокопрофессиональный педагогический коллектив. "Каждый урок - праздник мысли", - так отзывались об уроках лучших учителей выпускники школы 30-х, 40-х, 50-х годов, так говорят об уроках и сегодняшние ученики школы. 

Традиционно, аттестат, выданный в "33-ей", котируется высоко, и выпускники школы успешно поступают в ВУЗы страны, несмотря на самые большие конкурсы. Традиционно, учащиеся школы - победители предметных олимпиад различного уровня. 

Сейчас в школе работают 5 учителей, имеющих звание "Заслуженный учитель России", 8 учителей имеют Соросовский грант, 21 аттестовано на высшую квалификационную категорию, 17 - на первую, 21- на вторую. Ежегодно педагоги школы успешно выступают в районном и областном конкурсах "Учитель года". Продолжая лучшие традиции русской классической гимназии, школа считает одной из приоритетных задач развить в ребенке личность, сформировать общечеловеческие ценности: честность, доброту, справедливость, благоразумие. 

Огромное значение в воспитании школьников играет школьный музей, созданный 17 лет назад. В нем собраны материалы по истории школы, оформлены альбомы всех выпусков, начиная с 1922 года. Проводимые здесь встречи выпускников разных лет с нынешними учениками школы - это передача нравственного опыта, образование невидимых связующих нитей, передающих традиции школы от одного поколения к другому.

Советский период

В 1918 году в связи с празднованием 1 мая Ярославский губисполком принял решение о переименовании улиц, площадей, учебных заведений. Мужская губернская гимназия получила новое имя: имя Карла Маркса. В 1921 изменилась и сама гимназия: вместо нее в Ярославле появилась Единая семилетняя образцовая школа имени Карла Маркса. С этого момента и начинается новая страница в истории школы – история советской школы. Это была самая массовая школа города Ярославля (в середине 20-х гг. здесь учились 1360 учеников и работали более 50 учителей).

Первыми директорами стали Д.Н. Щеглов, В.Ф. Чистяков, А.А. Успенский. Именно им принадлежит заслуга создания и становления новой школы: решение вопроса о помещении, подбор учителей, составление новых учебных планов, отвечающих духу времени. Так, в 1924 – 1925 гг. вводится специализация старших классов. Школа имела двойной уклон: налоговый и статистический. В 1926 году школу посетил нарком просвещения Луначарский. Его особенно заинтересовало статистическое отделение. Он отметил, что ребята принимают участие во всех переписях, которые проводит губернское статистическое бюро.

Без преувеличения можно сказать, что в 20-е годы особенно ярко проявилось единство жизни школы и жизни страны. В 1933 году был организован первый школьный отряд пионеров. Популярность пионерского движения быстро росла: в 1922 году в школе насчитывалось 90 пионеров, а в 1926 – более 200. Пионеры шефствовали над детскими домами, колониями, помогали в проведении переписи населения, активно участвовали в ликвидации неграмотности. К одному пионеру «прикрепляли» двух-трех неграмотных. Работу пионеров проверяли, экзаменуя их учеников. Многие выпускники 20-х гг. вспоминают драматический кружок «Синие блузы». Среди других внеклассных объединений, существовавших в школе в 20-е – 30-е годы, можно отметить кружок текущей политики, спортивный, химический, санитарный. Комсомольская ячейка в школе была организована несколько позже, в ноябре 1925 г. В 1930 г. объединились комсомольские комитеты нескольких школ (школ имени К. Маркса, Н.И. Пирогова, Н.А. Некрасова, В.И. Ленина). Тогда же был организован МОПР (международное общество помощи борцам революции), на заседаниях которого читались лекции о международном положении, собирались средства. На всесоюзном смотре работы МОПР школа имени Карла Маркса города Ярославля заняла первое место.

Дух времени определял жизнь школы. Осенью 1929 года был создан военный добровольческий отряд, организатором и командующим которого стал директор школы В.Д. Ступин. Отряд организовывал военные походы с винтовками, кострами, постами в лесу. Впоследствии Ступин участвовал в советско-финской войне 1939 – 1940 гг., был награжден орденом Боевого Красного знамени. Он погиб в годы Великой Отечественной войны (ВОВ).

Немало в новой советской школе было и контрастов. Выпускники 1920-х гг. вспоминают не только экскурсии с учителем рисования И.С. Смирновым по «старому Ярославлю», во время которых учитель учил своих учеников понимать и любить красоту, но и работу в секции «воинствующих безбожников».

Война разбила привычный школьный уклад. Трижды пришлось менять занимаемое помещение. Учитель математики Н.Е. Герасимова вспоминает: «Помню, что в 1940, во время Финской войны, здание на Красной площади было занято под госпиталь и школа занималась в разных местах: за Волгой и в здании Пироговской школы, в здании Горсовета и на Крестьянской улице. Помещение на Депутатской улице было получено школой в 1941 году. Все эти помещения не приспособлены для школьных занятий, но занятия шли вполне нормально. Учеба и отдых проходили в классах, которые выходили в коридор в 2 метра шириной. Несмотря на такие тяжелые условия, школа работала в три смены по расписанию: с 8 утра, с 12 и с 16 (старшие классы), дисциплина была отличная». Как вспоминает учительница начальных классов Е.В. Москалева: «В здании на Депутатской улице занимались в комнатах, разделенных фанерами. Если в одном классе учитель объясняет урок, в других классах проводились тихие занятия. Потом по очереди объяснение проводилось в других классах… Тетрадей не хватало. Их берегли для классных и контрольных работ. Домашние уроки ученики писали на оберточной бумаге, и даже на старых книгах и журналах, когда и ее было недостаточно. В классах зимой сидели в пальто и в валенках. На завтрак в школе давали кусочек черного хлеба с чайной ложкой сахарного песку. Экзамены проводились с 4 по 10 класс».

В годы войны школа полностью перешла на самообслуживание. Торф и дрова для топки заготавливали сами. Каждое воскресенье ученики собирались у школы и во главе с директором Я.Н. Ждановым с санками и мешками отправлялись на торфоразработки на Ляпине или в с. Забелицы, там набирали полные мешки торфа и на санках везли его в школу. В 1942 году школе выделили два гектара земли у Всполья, где ребята сажали картошку, морковку, свеклу… В летние каникулы по 3– 4 месяца работали в колхозах. Ученик Георгий Меньков вспоминал о тех днях: «Всей школой, начиная с пятиклассников, мы топали пешком и в колхоз, за Курбу – километров 40. Работали в Ширинье, в Конюкове: пололи злаки, косили и возили сено, теребили лен… С рассвета работали, а уходили после заката. Не хотелось, конечно, нас заставляла учительница, мы были недовольны тогда, а сейчас благодарны ей: совсем уж бессовестно было бы жить в тылу, не работая». И конечно, школьники постоянно, в течение всей войны помогали в госпитале, собирали посылки и деньги на фронт и в освобожденные районы. Заслуги школы были отмечены правительственной телеграммой от имени Сталина: «Прошу передать учителям, комсомольцам, пионерам и школьникам школы № 33 им. К. Маркса гор. Ярославля, собравшим 32 200 рублей на вооружение Красной Армии мой горячий привет и благодарность Красной Армии». Такая помощь рождала чувство сопричастности к судьбе своей Родины, так в школе воспитывались граждане, люди чести и достоинства. «Я и сейчас готов отдать бывшему фронтовику все. Любому, независимо от того, кто он сейчас…» (Г. Меньков).

32 выпускника школы погибли на фронтах ВОВ. Многие из них надели шинель сразу после выпускного бала. Вспомним несколько имен. Вилен Баландин. Учась в 10 классе, он занимался в кавалерийской школе и городской авиашколе, прыгал с парашютом, мечтал стать летчиком… Война спутала эти планы. Осенью 1942 г. его призывают в школу снайперов. Фронт, ранение, плен, побег, снова передовая… Он погиб 24 августа 1944 года в боях за освобождение Латвии.

Борис Карпин и Борис Калинин. «Два друга», – говорят одни. «Два плясуна», – говорят другие. «Два художника», – говорят третьи. Их никто не вспоминает по отдельности. Вместе учились в авиашколе города Котельничи, вместе оказались на фронте, вместе вступили в первый бой 2 сентября 1942 года, вместе и погибли в бою 4 сентября 1942 года.

Константин Сергеевич Лисицын. Мечтал стать актером, даже поступил после школы рабочим сцены в театр им. Волкова. В 18 лет ушел на фронт добровольцем. Стал разведчиком. «…Действуя по преследованию противника в районе г. Могилева Лисицын с группой разведчиков захватил 3 автомашины, 15 лошадей и 21 немецкого солдата». 24 марта 1945 года Лисицыну К.С. было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1946 году капитан Лисицын вернулся в Ярославль, поступил в театральную студию, через 3 года стал профессиональным актером и в течение 20 лет жители Ярославля могли видеть его на сцене театра. Первая встреча выпускников военных лет с учениками школы состоялась 30 лет спустя после Великой Победы. С тех пор такие встречи стали традиционными. Школьники поддерживают связь и с ветеранами 243 стрелковой дивизии, которая формировалась в здании, занимаемом школой в настоящий момент.

1 сентября 1945 года школа получила здание на улице Собинова, где и находится по сей день. Трудности военного времени миновали, а новые не замечались на общем фоне дружбы, радости общения, налаживающейся послевоенной жизни. Школа отличалась исключительно дружественными отношениями не только между одногодками, но и между старшеклассниками и учениками помоложе. Основное для каждого – быть патриотом школы. Преданность своей школе, ее традициями надо было доказывать не на словах, ее надо было подтверждать делами: успехами в учебе, в вечном соперничестве со школой № 44. Это был период, когда школа славилась своими вечерами. Девочки гордились приглашением на вечер в мужскую 33-ю. Здесь был создан первый эстрадный оркестр школьников, а также ансамбль «Дружба» братьев Василевских. В школе работал драматический коллектив, которым руководил народный артист Свободин. Школа постоянно держала первое место в городе в соревнованиях по различным видам спорта: по баскетболу, в эстафетах на приз газеты «Северный рабочий», по гимнастике, лыжному спорту, легкой атлетике. Памятным событием стало открытие в 1954 году спортивного зала. Это стало новым шагом в стремлении школы дать ученикам как можно больше возможностей для всесторонней реализации. Многие выпускники тех лет своим жизненным путем подтвердили правильность этого выбора. Из стен школы № 33 вышли А.И. Тимонькин, воспитавший олимпийских чемпионок по спортивной гимнастике Елену Грошеву и Катю Трофимову, В.И. Русанов, заслуженный тренер РСФСР по конькобежному спорту, Е.Ф. Тихомиров, знаменитый тренер по легкой атлетике.

В декабре 1958 года был принят закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования. В школе № 33 уже были сформированы экспериментальные классы, где одновременно с изучением школьной программы ученики получали профессиональную подготовку. В 1960 г. были подготовлены и выпущены два 11х класса по новой программе.

О школе 1960-х гг. лучше всего говорят ее выпускники: «Все в нашей школе было солидно, так как она была самая лучшая в городе… При сдаче экзамена по химии в бывшем технологическом стоило только сказать, что кончил 33-ю, преподаватели говорили: «Все ясно! Можете не спрашивать, знает»». (Быкова (Корсюкова)); «Отличный коллектив, обладает большими знаниями, выходящими за пределы школьной программы. Мы, ученики, никогда не ощущали, что изучаем школьную программу» (Анфимов В). По всем учебным дисциплинам в школе работали предметные кружки, с введением факультативов в конце 1960х гг. интеллектуальная жизнь школы еще более обогатилась. Учащиеся – неизменные участники и победители районных, городских, областных и всероссийских олимпиад по математике, физике, химии и астрономии. Когда во время праздничных демонстраций школы № 33 проходила мимо трибун, раздавалось: «А вот идет школа 33 – неизменная победительница физико-математических олимпиад». Становление школы в трудные послевоенные годы, подбор высококвалифицированных специалистов и сплочение учительского коллектива, определение приоритетных направлений работы и, в конечном итоге, новое авторитетное положение школы в городе в 1950-е – 1960-е гг. – во многом заслуга ее директора в 1946 – 1969 гг. А.С. Колобкова.

В 1970-е гг. была открыта новая страница в истории школы. Приказом № 118 министра просвещения от 18 мая 1971 г. разрешено открыть 9 – 10 классы с углубленным изучением математики и вычислительной техники в средней школе № 33 города Ярославля. Подобный шаг был бы невозможен без всесторонней поддержки директора П.И. Дыги. С 1971 – 1972 учебного года в школе организованы классы с углубленным изучением математики. Резко увеличивается количество выпускников, поступивших в физико-технические вузы страны. Среди выпускников школы много видных ученых: Г.А. Блох, Н.С. Зефиров, Б.С. Туров, В.Ш. Фельдблюм, Г.Н. Кошель и многие другие.

Важным событием начала 1980-х гг. стало открытие школьного музея, приуроченное к празднованию 60-летия советской школы. Музей вплоть до сегодняшнего дня играет важную роль в сохранении памяти и передаче традиций будущим поколениям. Музей – это организатор поисковой работы (ежегодно члены клуба «Поиск», созданного на базе музея, становятся лауреатами историко-краеведческой конференции «Отечество»); музей – это клуб, где встречаются выпускники разных лет, музей – это место, где первоклассник на экскурсии впервые ощущает себя принятым в большую семью и чувство гордости, долга и ответственности рождается в его душе.

Вторая половина 1980-х – начало 1990-х гг. – непростой период в истории страны – школа пережила с честью и достоинство, и не просто пережила, а не потеряла своего лица, имени, не сдала своих позиций. Культ интеллекта, упорства в достижении целей и атмосфера дружелюбия, всегда царившие в школе, стали основой для духа свободы, новых идей и дел. Наряду с этим школа устояла перед разного рода сомнительными неапробированными экспериментам, сохранив высокий уровень преподавания и требований к ученикам. Со времен гимназии осталась неизменной главная цель – воспитание истинных граждан своего Отечества.                                                                                                                                                                                                                            на главную
Comments